Правила игры "Нарды длинные"

Для игры необходимо:

  • Доска со специальной разметкой.
  • 30 игровых шашек разделённых цветом на две группы по 15 шашек. Обычно 15 шашек чёрного и 15 шашек белого цвета.
  • Зары (Игровые кости).

Играют два игрока за специальной доской, разделенной на две половины с разметкой игрового поля. Игровое поле состоит из 24-х пронумерованных узких треугольников (лунок), называемых позициями. Позиции объединены в группы по 6. У каждого игрока по 15 шашек различаемых цветом обычно белого и чёрного. Каждый игрок имеет право передвигать только шашки своего цвета.

Доска для игры в Нарды длинные


Начальное расположение шашек

Изначально шашки расположены на доске на 12 и 24 позициях, которые называются «голова». Ход с этих позиций называется "ход с головы". За один ход с «головы» можно взять только одну шашку, за исключением самого первого хода, когда для выполнения полного хода мешают шашки соперника.

Нарды Длинные начальное расположение

При игре в длинные нарды передвижение шашек производится против часовой стрелки. Из исходного положения белые шашки перемещаются из правой верхней четверти (19-24) в левую верхнюю (13-18), затем в нижнюю левую (12-7) и, наконец, в нижнюю правую четверть - в свой дом (1-6). Дом красных (чёрных) находится в верхней левой четверти (13-18), куда шашки должны двигаться против часовой стрелки по следующему маршруту: нижняя левая четверть (7-12) - нижняя правая четверть (1-6) - верхняя правая четверть (19-24) – дом (13-18).


Игра

Игра начинается с розыгрыша первого хода: игроки кидают по одному кубику. Право первого хода достается тому, у кого выпало большее количество очков. Если числа совпали, кидают еще раз.

Игрок кидает одновременно два зара (кубика). После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число лунок (позиций), равное выпавшему числу одного из зар, а затем одну любую шашку на число лунок, равное выпавшему числу другого зара. То есть, если на одном заре выпало "пять", а на другом "шесть", то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на пять позиций, а другую на шесть позиций. В этом случае можно передвигать одну шашку на одиннадцать позиций. Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения. При этом с головы можно брать только одну шашку за ход, исключение при этом составляет самый первый ход, когда шашки «головы» соперника мешают выполнить полный ход. Таких бросков для игрока всего три: шесть-шесть (6*6); четыре-четыре (4*4); три-три (3*3).

Нарды Длинные

Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, гош, куш - два-два, три-три и т.д.), тогда игрок играет так, как-будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода.

На одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек. На лунку, занятую противником, свою шашку ставить нельзя. В ситуации, когда шашки не идут, то есть игрок не может их передвинуть на то количество лунок, которое выпало на зарах (шашки попадают на занятые лунки), все очки пропадают, и игрок пропускает ход. В ситуации, когда можно сделать ход на количество лунок, которое выпало на одном из заров, и нельзя переместить шашку на число лунок, выпавшее на другом заре, выполняется только возможный ход, а очки второго теряются. Игрок не может отказаться от полного хода, даже если он ему не выгоден. Если оба хода сделать невозможно, то играется большее число. Например, выпала комбинация шесть-пять. Игрок может сделать ход на шесть лунок или на пять. Игрок обязан сделать старший ход (на шесть лунок), а меньший ход (на 5 лунок) сгорает.

Вывод шашек

Вывод шашек происходит следующим образом. Игрок имеет право снять с доски шашку, которая стоит на лунке, соответствующей числу выброшенных на зарах очков. Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля (три можно сыграть с 6, 5 или 4 поля). В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или ее выбросить. В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля (лунки), если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет, то со второго и т.д. Партия заканчивается. Если выстроить непрерывный ряд из шести свои шашек на пути шашек противника, то такой ряд шашки соперника не смогут преодолеть. Шашки соперника расположенные перед таким рядом считаются запертыми. Построение непрерывного ряда из шести своих шашек считается идеальным результатом для создания помех шашкам соперника. Запрещено запирать все шашки соперника, хотя бы одна шашка должна быть не запертой.

Цель игры — перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Счёт в игре. Положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется "оин" (0-1). Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется "марс" (2-0).

Игровой интерфейс

В начале каждого хода бросаются зары – это процесс автоматический. После выпадения зар шашки, которыми можно походить подсвечиваются точками зелёного цвета. Щёлкните по шашке с зелёной точкой курсором мыши, появятся возможные варианты передвижения данной шашки, подсвеченные зелёными кружками. Для передвижения выбранной шашки щёлкните по нужному зелёному кружку. Для развыделения выбранной шашки щёлкните по ней ещё раз либо сделайте двойной клик по игровому полю.

Нарды Длинные

Rules of the game "Backgammon Long"

To play you need:

  • Board with special markings.
  • 30 game checkers divided by color into two groups of 15 checkers. Usually 15 black checkers and 15 white checkers.
  • Gaming dice.

The game is played by two players on a special board divided into two halves with a game field marking. The game field consists of 24 numbered narrow triangles (holes), called positions. The positions are combined into groups of 6. Each player has 15 checkers, usually white and black. Each player has the right to move only checkers of his own color.

Board Backgammon long


Initial arrangement of checkers

Initially, the checkers are located on the board in positions 12 and 24, which are called "heads". A move from these positions is called a "head move". Only one checker can be taken from the "head" in one move, with the exception of the very first move, when the opponent's checkers interfere with the full move.

Backgammon Long initial arrangement

When playing backgammon, the checkers move counterclockwise. From the starting position, the white checkers move from the upper right quarter (19-24) to the upper left (13-18), then to the lower left (12-7), and finally to the lower right quarter - to their home (1-6). The home of the red (black) is in the upper left quarter (13-18), where the checkers must move counterclockwise along the following route: lower left quarter (7-12) - lower right quarter (1-6) - upper right quarter (19-24) - home (13-18).


Game

The game begins with the first move: players roll one die each. The right to move first goes to the one with the highest number of points. If the numbers match, they roll again.

The player rolls two dice simultaneously. After the throw, the player moves any of his checkers a number of holes (positions) equal to the number of the dice that came up, and then any one checker a number of holes equal to the number of the dice that came up on the other dice. That is, if "five" came up on one dice and "six" on the other, then, accordingly, one can move one of his checkers five positions and the other one six positions. In this case, one can move one checker eleven positions. It does not matter which move to make first, the higher or lower number that came up. In this case, only one checker can be taken from the head per move, the exception being the very first move, when the opponent's "head" checkers prevent a full move. There are only three such throws for a player: six-six (6*6); four-four (4*4); three-three (3*3).

Backgammon Long

If the same number of points is rolled on both dices (double, gosh, jackpot - two-two, three-three, etc.), then the player plays as if he had thrown 4 dices and can make 4 moves.

Any number of checkers can be placed on one field. You cannot place your checker on a hole occupied by your opponent. In a situation where the checkers do not move, i.e. the player cannot move them by the number of holes that fell on the zars (the checkers fall on occupied holes), all points are lost and the player misses a turn. In a situation where you can make a move by the number of holes that fell on one of the zars, and you cannot move a checker by the number of holes that fell on the other zar, only the possible move is made, and the points of the second are lost. The player cannot refuse a full move, even if it is not advantageous to him. If both moves are impossible to make, then the higher number is played. For example, the combination six-five fell. The player can make a move by six holes or by five. The player is obliged to make the higher move (by six holes), and the lower move (by 5 holes) is lost.

Checkers output

The removal of checkers occurs as follows. The player has the right to remove from the board a checker that is on a hole corresponding to the number of points thrown on the dice. For example, if 6-3 fell, the player can remove from the board one checker from the 6th field and one checker from the 3rd field (three can be played from the 6th, 5th or 4th field). In the process of removing checkers from the home board, the player has the right to use the points that fell on the dice, at his own discretion: he can play a checker in the home board or throw it away. In the process of removing checkers from one's own home board, it is allowed to remove checkers from the fields of a lower rank, if there are no checkers in the fields of a higher rank. For example, if the dice show 6-5, and there are no checkers on the fields 6 and 5, then the player can remove two checkers from the home board from the next in order, the fourth field (hole), if there are no checkers there either, then from the third, if there are no checkers there either, then from the second, etc. The game ends. If you build a continuous row of six of your checkers in the path of your opponent's checkers, then your opponent's checkers will not be able to overcome such a row. The opponent's checkers located in front of such a row are considered locked. Building a continuous row of six of your checkers is considered an ideal result for creating obstacles for your opponent's checkers. It is forbidden to lock all of the opponent's checkers; at least one checker must be unlocked.

The goal of the game is to move all of your checkers to your home board and then remove them from the board. The first player to remove all of his checkers wins the game.

Score in the game. The situation when the loser managed to throw out at least one checker is called "oin" (0-1). The situation when one player has thrown away all his checkers, and his opponent has not managed to throw away any, is called "mars" (2-0).

Игровой интерфейс

At the beginning of each move, the dice are thrown - this is an automatic process. After the dice have fallen, the checkers that can be moved are highlighted with green dots. Click on a checker with a green dot with the mouse cursor, possible options for moving this checker will appear, highlighted with green circles. To move the selected checker, click on the desired green circle. To deselect the selected checker, click on it again or double-click on the playing field.

Backgammon Long