Деберц — карточная игра, в которую можно играть вдвоём, втроём, вчетвером (на проекте реализована игра на 2 и 3 игроков).
Параметры конвенции стола:
- Играть до: 301 / 501
Максимальный счёт, до которого идёт игра. Первый игрок набравший равное или большее количество очков, объявляется победителем.
- Победителю всё: ДА / НЕТ
Если выбран параметр ДА, то игроку заказавшему игру и набравшего в раунде, большее число очков записывается сумма очков всех игроков, включая вистующих.
- Заказ обязателен: ДА / НЕТ
Если выбран параметр ДА, то последний игрок в торговле обязан заказать игру, иначе происходит раздача карт заново.
- Замена семёрки: ДА / НЕТ
Если выбран параметр ДА, то игрок заказавший игру с козырем по открытой карте, перед началом своего хода может поменять имеющуюся у него на руках козырную семёрку на открытую карту.
- Висячие отдельно: ДА / НЕТ
Если выбран параметр ДА, то возникшие одновременно несколько «висячих байдов» разыгрываются по отдельности в последующих раундах, если выбран параметр НЕТ, то возникшие одновременно «висячие байды» суммируются и разыгрываются, как один в следующем раунде.
- Козырь в комбинации: Москва / Харьков
Если выбран параметр «Харьков», то в старшинстве комбинаций терц и берц, козырь не учитывается. Если выбран параметр «Москва», то в старшинстве комбинаций козырь учитывается, и например козырной терц от короля будет старше не козырного терца от короля.
Правила игры.
Для игры употребляется 32-х карточная колода, со следующим старшинством карт:
В некозырной масти: семь, восемь, девять, валет, дама, король, десять, туз.
В козырной масти: семь, восемь, дама, король, десять, туз, девять, валет.
Цель игры состоящей из нескольких сдач (раундов) - первым из игроков набрать 301(501) очко в партии.
Сдача и торговля
Сдающий в первый раз определяется жребием. Сдача во все последующие партии производится игроком, выигравшим предыдущую партию.
Каждому из игроков сдаётся по часовой стрелке шесть карт, традиционно принято сдавать по три карты.
После сдачи открывается потенциальный козырь, на который перпендикулярно кладётся остаток колоды.
Затем игрок, сидящий слева от сдающего, основываясь на своих картах, вправе объявить согласие на игру при козыре, обозначенном мастью открытой карты или отказаться от
игры при такой масти козыря словом «пас». После паса игрока такое же право переходит при игре вдвоём к сдающему, при игре втроём — к следующему игроку, а если и он откажется,
то к сдающему. Если все игроки отказались играть при открытом козыре, сидящий слева от сдающего игрок вправе объявить другую масть козырной или пасовать.
При пасе право объявить масть переходит к следующему игроку и при его отказе — к сдающему. Игры без козыря не существует.
Если все игроки отказались играть, то карты собираются со стола и передаются для сдачи следующему игроку.
При предварительной договоренности играющих существует версия игры "с обязом", где, в случае если все говорят пас, последний обязательно должен играть и пересдача не
производится (устанавливается параметром «Заказ обязателен»).
Когда игрок выбрал козырь, то говорят, что он «играет» и указывает в какую масть.
В случае, если так или иначе козырь был объявлен, то сдающий сдаёт каждому из игроков ещё по три прикупные карты, нижнюю карту оставшейся колоды открывает и кладёт открытой
поверх колоды. Эта карта (иногда называемая фреза) не имеет никакого значения, кроме информативного. Данное правило относится к игре вдвоем и втроем.
Каждый игрок, таким образом, играет девятью картами (вдвоем, втроем) или восьмью картами (вчетвером).
Имеется отдельное правило: при игре, объявленной при козыре масти открытого при сдаче, любой игрок, имеющий козырную семёрку вправе (но не обязан) поменять её на открытый на столе козырь до первого хода (устанавливается параметром «Замена семёрки»).
После окончания процесса торговли начинается процесс заявки комбинаций.
Заявка комбинаций
На проекте заявка комбинаций происходит автоматически.
В классической игре существует три вида комбинаций
- терц: три карты одной масти подряд, например 7,8,9.
- берц, деберц (полтина, полтинник, полташ): четыре карты одной масти подряд, например 7,8,9,10.
- белла (произносится как бэлла): козырный марьяж, то есть козырные дама и король.
При определении терцев и полтинников используется порядок карт, отличный от принятого старшинства: туз, король, дама, валет, десять, девять, восемь, семь. То есть терцем является туз, король, дама, а не туз, десять, король и тем более, не валет, девять, туз.
Если несколько игроков имеют комбинации, то объявленные комбинации идут в зачёт тому или иному игроку по старшинству. Только один игрок в партии может зачесть себе комбинации, причём все имеющиеся у него; остальные игроки не засчитывают ничего.
Правила старшинства следующие:
- Любой полтинник старше любого терца. Это означает, что игрок, у кого на руках имеется полтинник сможет (вероятно) записать очки за него себе очки в конце партии, даже если у другого игрока на руках три терца. Последние попросту не будут считаться.
- При равенстве комбинаций преимущество у более старшей комбинации с теми же картами. То есть туз, король и дама старше, чем король, дама и валет. В зачёт пойдёт первый терц, а второй не принесёт его обладателю ничего.
- При равенстве комбинаций преимущество имеет козырная комбинация (устанавливается параметром «Козырь в комбинации»)
- В случае, если обе одинаковые комбинации некозырные, то комбинация будет считаться объявленной игроком по порядку сдачи. Например, при игре втроём игрок, сидящий после сдающего (А) и следующий за ним (Б) имеют одинаковые некозырные полтинники. В этом случае «А» будет считаться объявившим полтинник.
- Комбинация с большим ростом засчитывается даже в том случае, если у противника на руках несколько комбинаций с меньшим ростом. Например, если у игрока «А» на руках два терца с ростом Валет, а у игрока «Б» один терц с ростом Дама, то терц игрока «А» проигрывает.
Белла до начала игры не объявляется в игре в живую: её игрок вправе (но не обязан) объявить, сказав «Белла» при своём ходе с первой руки (иногда оговаривается условие, что белла объявляется при любом своём ходе). На проекте «Белла» автоматически объявляется при ходе игрока с козырной дамы или с козырного короля.
Игра
В ходе игры игроки берут взятки. Первый ход делает игрок, сидящий за сдающим по левую руку. На положенную игроком карту следующий игрок кладёт свою карту в масть, при отсутствии масти — козырь, при отсутствии масти и козыря — сносит любую карту. Взятку берёт тот из игроков, чья карта оказалась старше.
В процессе игры есть одна особенность. Если ход сделан козырём, а у следующего игрока имеется меньший козырь и больший козырь, то игрок обязан играть большим козырём;
Подсчёт очков
Игроки суммируют очки карт, содержащихся в их взятках. Карты оцениваются следующим образом
- семь, восемь и девять (исключая козырную) очков не приносят
- туз — 11 очков
- десять — 10 очков
- король — 4 очка
- дама — 3 очка
- валет (исключая козырного) — 2 очка.
- валет козырный — 20 очков
- девять козырная — 14 очков
К очкам, составляющим сумму карт прибавляются бонусы за комбинации и бонус за последнюю взятку (так называемый послед)
- терц — 20 очков (соответственно два терца — 40 очков, три — 60 очков)
- берц (полтинник) — 50 очков (соответственно два полтинника — 100 очков)
- белла — 20 очков
- послед (последняя взятка) — 10 очков
Очки за терцы и полтинники записываются игроку только в том случае, если он взял хотя бы одну, пусть даже и пустую, взятку. Очки за беллу записываются в любом случае
Если играющий набрал очков меньше партнёра, тогда все очки пишет вистующий. Ситуация называется "байд".
Если играющий набрал равное с партнёром количество очков, то противник записывает себе свои очки, а играющий не записывает. Эти очки приплюсует к своим тот, кто наберёт больше очков в следующей сдаче. Ситуация называется "висячий байд". После висячего байда раздаёт вистующий.
Если игроков трое: при висячем байде "повисшие" очки разыгрываются так же, как вдвоём: их запишет тот, кто в следующей сдаче наберёт больше очков. Если в следующую сдачу случится байд, "повисшие" очки разделят поровну вистующие.
Если после висячего байда снова случился висячий байд, принимается одно из следующих решений, по договорённости между партнёрами (устанавливается параметром «Висячие отдельно»): либо в следующей сдаче разыгрывается вся сумма очков двух висячих байдов, либо в следующей сдаче разыгрывается первый висячий байд, а затем - второй.
Если игрок делал объявления, но не взял ни одной взятки, его объявления считаются независимо от взяток.
Результат каждой сдачи прибавляется к общей сумме набранных в партии очков.
Сдающим становится набравший большее количество очков.